В зданиях с повышенной этажностью и с большим количеством лифтов, зачастую возникает проблема оптимизации пассажиропотока. Нередко, у одного лифта возникает затор, в то время как, другие лифты простаивают. Эта проблема вынудила компании, производящих лифты, разработать системы контроля и управления движения пассажиропотока.
В много населённых зданиях, офисного, гостиничного и жилого типа, посетители и жители, образуют потоки, неравномерные по времени суток, по этажу посадки и высадки, которые крайне сложно спрогнозировать и предусмотреть. Потребовалось разработать, весьма сложную систему по управлению лифтами. Множество датчиков, регистрационные стойки, следящие камеры, высокопроизводительные и самообучающиеся компьютеры, способны справиться с различными задачами и ситуациями.
Каждая компания разработала и запатентовала свою собственную систему. В некоторых зданиях, количество лифтов, насчитывает несколько десятков, и не всегда одной и той же системы. Для различных зданий, нужен свой подход, зачастую уникальный. Но основные требования, предъявляемые к системам контроля пассажиропотока это;
- Надёжность и безопасность перевозок.
- Удобство для пассажиров и простота обслуживания персоналом.
- Возможность модернизации и корректировки алгоритмов и режимов работы лифтовых групп.
Рассмотрим некоторые системы управления.
OTIS разработала и запатентовала систему управления пассажиропотоком Compass™. Система работает по методу регистрационных стоек.
Зайдя в здание, надо подойти к сенсорной панели,и указать желаемый этаж. После чего, расчитав оптимальный маршрут, Compass укажет вам номер лифта, который сможет быстрее отвезти на необходимый вам этаж. Такие же, сенсорные панели, установлены на всех посадочных этажах.
Немного непривычно, отсутствие панели выбора этажей, в кабине лифта. Там находится всего три кнопки, принудительного открытия дверей, кнопки закрытия дверей и кнопка аварийной связи. Объясняется это тем что, пассажир самостоятельно управляя движением кабины, сможет нарушить алгоритм работы, и помешать нормализации пассажиропотока. Согласитесь, будет неудобно, дойдя до необходимого лифта, обнаружить что кабина уехала.
Компания ThyssenKrupp разработала DSC (Destination Selection Control). Принцип работы системы мало чем отличается от системы Отис. Основное новшество DSC это, использование карт-ключей для постоянных пассажиров. Сотруднику офиса, подошедшему к панели заказа лифта, достаточно прикоснуться картой, без необходимости ручного выбора этажа назначения.
Так же, удобнее пользоваться лифтом, стало и корпоративным пассажирам для доступа на закрытые для остальных этажи. Предусмотренно использование индивидуальных кодов(PIN). При подключении системы DSC к революционному лифту TWIN, позволяет намного снизить неравномерность загруженности.